Воспитательная система
Воспитательная система школы рассматривается нами как целостный социально-педагогический комплекс, в котором взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельность учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы, способы жизнедеятельности.
Цель воспитательной системы школы – содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для развития и самовыражения личности, способной к адаптации, реабилитации и интеграции в современное общество, использование личностно-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия.
Задачи:
- развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, учет его психических и физических особенностей, индивидуальных возможностей, интересов и желаний;
- вооружение учащихся адаптированными моделями поведения, позволяющими бесконфликтное сосуществование в обществе;
- развитие творческих способностей, предоставление каждому ребенку, исходя из его психических и физических особенностей, потребностей и интересов возможность реализовать себя и свою индивидуальность;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума: социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
- расширение культурно-образовательного пространства развития детей, посредством дополнительного образования, совершения экскурсионных поездок;
- воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг к другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость;
- воспитание гражданственности и любви к своему Отечества;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, создание условий для физического развития учащихся;
- развитие механизмов продуктивного общения, способствующих овладению учащимися основными моделями коммуникативного поведения соответствующей возрастной группы;
- создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности через участие в работе кружков, секций и дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;
- формирование чувства уважения к труду и создаваемым материальным ценностям, воспитание трудолюбия;
- поддержание, продолжение и укрепление традиций школы традиций;
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания;
- совершенствование методического мастерства классных руководителей, способных компетентно осуществлять воспитательную деятельность, организация методической помощи.
Функции:
- развивающая, направленная на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению;
- интегрирующая, обеспечивающая расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитная, способствующая изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующая, направленная на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующая, предполагающая создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей м взрослых;
- управленческая, ориентированная на оптимизацию функционирования и развития школы, создания условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Основные направления воспитания:
Достижение задач воспитательной работы осуществляется через программы:
Программа «Здоровье» (приобщение учащихся к здоровому образу жизни);
Программа «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание» (обеспечение нравственного, духовного, гражданского развития личности ребенка);
Программа «Организация профилактической работы с учащимися. Предупреждение безнадзорности и правонарушений» (организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся);
Программа « Досуг» (организации досуговой деятельности школьников, развитие творческих способностей и инициативы учащихся и взрослых, коллективно-творческой деятельности, обеспечение эстетического, культурного развития);
Программа сотрудничества семьи и школы «Школа, дом, семья» (организация сотрудничества с родителями);
Программа профессионального самоопределения «Шаг в профессию» (самоутверждение в посильном труде и профессиональной деятельности);
Программа «Чемпион» (организация спортивной-оздоровительной деятельности);
Программа «Трудовое воспитание» (формирование сознательного отношения к учебному труду, интеллектуальных умений в труде, обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту, становление личности ученика в процессе выбора (выбор профиля трудового обучения как психологическая задача);
Программа по экологическому воспитанию (формирование представлений об окружающем мире).
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ